Тема 4. Геометрические фигуры


  1. Геометрические фигуры
  2. Режим слияния
  3. Практикум (градиенты)
  4. Режим рисования объектов
  5. Фигуры с настройкой
  6. Практикум (лассо, фильтры)

1. Геометрические фигуры

Обзор

Чтобы нарисовать прямоугольник надо включить инструмент Rectangle (прямоугольник), щелкнув по кнопке на панели инструментов. Теперь можно рисовать так же, как и в редакторе Paint — нажать левую кнопку в одном из углов прямоугольника, растянуть и отпустить.

Если при растяжении удерживать клавишу Shift, получается квадрат.

При нажатии Alt прямоугольник рисуется не из угла, а из центра (точки пересечения диагоналей).

Маленькая черная стрелка в правом нижнем углу говорит о том, что одна кнопка позволяет включать несколько инструментов. Если немного задержать мышку на кнопке при нажатой левой кнопке, мы увидим дополнительное меню, из которого сможем выбрать нужный вариант:

Если при растягивании овала удерживать нажатой клавишу Shift, получается круг. При нажатой клавише Alt круг рисуется из центра.

Фигуры с настройкой можно регулировать уже после рисования: изменить радиус скругления углов прямоугольника или сделать из овала кольцо с разрезом.

Настройки

Когда выбран инструмент Rectangle, внизу на панели Properties (Свойства) можно настраивать свойства будущего прямоугольника:

В левом верхнем углу находятся кнопки для выбора цветов контура и заливки. Окно, где на рисунке видна цифра 1, позволяет регулировать толщину линии. Список справа определяет стиль (Solid — сплошная линия).

С помощью элементов в левом нижнем углу можно регулировать радиус скругления углов. По умолчанию для всех углов он одинаковый, но если щелкнуть по кнопке (отключить блокировку), можно регулировать отдельно скругление каждого из четырех углов.

На панели свойств овала есть некоторые новые элементы

Кнопка Reset сбрасывает все эти значение в нуль.

В панели дополнительных настроек геометрических фигур есть две кнопки:
включить/отключить режим рисования объектов (Object Drawing);
включить/отключить привязку к объектам (Snap to Objects).
Привязка к объектам означает, что стороны прямоугольника (или другой геометрической фигуры) будут «прилипать» к границам существующих объектов. Существует также «прилипание» к направляющим, сетке, пикселям изображения. Полностью настройки этой группы можно найти в меню View—Snapping.

Далее мы рассмотрим подробно два режима рисования геометрических фигур: стандартный режим (слияние) и режим рисования объектов.

2. Режим слияния

  Создайте новый документ и сохраните его в папке PRACTICE\4. Включите инструмент Rectangle, выберите цвет контура и цвет заливки на свой вкус. Проверьте, что режим Object Drawing отключен, и нарисуйте прямоугольник.
  Выделите заливку и перетащите ее в сторону так, чтобы она перекрыла линию контура. Снимите выделение с заливки, а затем перетащите заливку в сторону.

Вы увидите, что часть контура, оказавшаяся под заливкой, стерта.

  Отмените эти операции, нажав клавиши Ctrl+Z нужное число раз.
  Теперь выделите контур двойным щелчком и сместите его так, чтобы он «перерезал» заливку. Перетащите мышкой одну часть заливки, затем перетащите контур так, чтобы освободить заливку. Соедините две части заливки — они «срастутся» в один объект.

Таким образом,

  1. нарисованный прямоугольник состоит из контура и заливки, которые представляют собой отдельные объекты;
  2. если заливка перекрывает контур, невидимая часть контура стирается;
  3. если контур перекрывает заливку, он «режет» ее, но части заливки можно снова объединить.
  Смените цвет контура, оставив тот же цвет заливки. Нарисуйте второй прямоугольник, который частично перекрывает первый. Выделите и удалите его контур.

В этом случае заливки двух прямоугольников сольются и будут представлять собой один объект.

  С помощью инструмента добавьте контур к полученной фигуре.

3. Практикум (градиенты)

Мы нарисуем стилизованный логотип фирмы Apple:

  Вставьте новый пустой ключевой кадр в кадр 2. Включите инструмент Rectangle, установите прозрачный контур. С помощью панели Color выберите цвет заливки с параметрами R=0, G=116, B=179 и добавьте его в палитру (пункт Add Swatch в меню палитры Color).
  Проверьте, чтобы кнопка Object Drawing в нижней части панели инструментов не была нажата. Установите радиус скругления углов 20 и нарисуйте квадрат в верхней части сцены (рисунок 1).
  Установите белый цвет заливки, радиус скругления 0, и нарисуйте внутри белый квадрат меньшего размера, который будет изображать яблоко (рисунок 2).

1 2 3 4

  С помощью инструмента (добавление узла) добавьте новые узлы в середину каждой стороны внутреннего квадрата.
  Чтобы узлы при перетаскивании не «прилипали» к сторонам объектов, отключите флажок View—Spnapping—Snap to Objects. С помощью инструмента Subselection (клавиша A) переместите узлы так, как показано на рисунке 3, а затем (при нажатой клавише Alt) сделайте их гладкими (рисунок 4).
  Теперь нарисуем листик над яблоком. Постройте прямоугольник белого цвета без контура и преобразуйте его с листик, перетаскивая и сглаживая узлы с помощью инструмента Subselection (рисунок 5).
  Выберите из палитры темно-синий цвет заливки, такой же, как у первого квадрата (когда появится палитра, можно просто щелкнуть на нем мышью). Постройте круг без контура, который «вырезает» часть яблока (рисунок 6).

5 6

  Удалите две белые области (яблоко и листик). Выделите все оставшиеся (синие) области и объедините их в один объект, выбрав пункт меню Modify—Combine Objects—Union.

Градиенты

Градиентом называется плавный переход между двумя или несколькими цветами. Различают линейные градиенты (полосы) и радиальные (идущие от некоторого центра).

Для создания градиентов используется панель Colors. Сейчас включена кнопка , поэтому строится градиентная заливка (а не контур). В правом верхнем углу надо выбрать тип заливки:

  Включите инструмент Selection и выделите нарисованный объект. Перейдите на панель Color и выберите линейный тип градиента (Linear).

Цвета задаются движками в нижней части панели. Для того, чтобы изменить цвет, нужно сделать двойной щелчок по движку (откроется палитра).

Можно создать градиент из нескольких цветов. Для добавления нового движка нужно щелкнуть в нужном месте на линии градиента. Движки можно перетаскивать мышкой.

Для удаления движка (цвета из градиента) надо просто стащить его вниз с линии градиента.

Построенный градиент можно добавить в палитру, выбрав команду Add Swatch из меню панели Color. Градиенты отображаются в самой нижней строке палитры.

  Выберите для обоих движков синий цвет, добавленный в палитру в начале упражнения. Для того, чтобы сделать цвет левого движка светлее, выделите его и переместите треугольный черный движок (у правой границы панели) вверх. Этот движок регулирует яркость цвета (параметр Brightness в цветовой модели HSB).

Теперь фигура залита градиентом слева направо, нам же нужно, чтобы верхняя часть была светлая, а нижняя — темнее. Для преобразования градиента (размер, направление, угол поворота) служит инструмент Gradient Transform, который включается с помощью той же кнопки, что и Free Transform. Для быстрого включения можно также использовать клавишу F.

   

Для регулировки используются три элемента: белый кружок обозначает центр градиента, перетащив окружность со стрелкой можно изменить угол поворота, а квадрат со стрелкой позволяет менять размер.

  Включите инструмент Gradient Transform и сделайте так, чтобы градиент шел сверху вниз.

Отражение

  Постройте отражение объекта. Для этого нужно скопировать его (перетащив при нажатой клавише Alt) и применить команду меню Modify—Transform—Flip Vertical. Перетащите копию точно под первый объект.
  Включите инструмент Free Transform и уменьшите высоту копии примерно в 2 раза.
  Перейдите на панель Color и измените прозрачность цветов градиента для отражения: установите Alpha=0% для левого движка и Alpha=50% для правого.

Вот так должен выглядеть окончательный результат:

4. Режим рисования объектов

  Скопируйте кадр 1 в кадр 3, перетащив его на временной шкале при нажатой клавише Alt.
  Включите режим Object Drawing (рисование объектов), щелкнув по кнопке в нижней части панели инструментов. Нарисуйте прямоугольник, который частично перекроет существующую фигуру.

Перетаскивая прямоугольник, мы видим, что

  1. контур и заливка составляют одно целое (один объект) и выделяются одним щелчком;
  2. объект не сливается с другими заливками и контурами, не «режет» их.

Чтобы сменить цвет и стиль контура или заливки объекта достаточно выделить его и изменить свойства на панели Properties.

Щелкнув дважды на таком объекте, мы попадем в режим редактирования, где контур и заливка — отдельные элементы, как в режиме слияния. При этом над сценой появляется надпись Drawing Object:

Это говорит о том, что мы редактируем нарисованный объект, находящийся на сцене Scene 1. Теперь можно добавлять, удалять и перекрашивать контуры и заливки. Заметим, что в объект может входить более одного контура и одной заливки. Однако нельзя добавлять другой объект внутрь объекта — при этом главный объект будет преобразован в группу, которая имеет несколько другие свойства (например, для группы невозможна анимация формы).

Для того, чтобы разбить нарисованный объект на отдельные составляющие, надо выделить его и выбрать команду Break Apart (разбить на части) из контекстного меню или из меню Modify.

Для возврата к сцене щелкните на тексте Scene 1 или на голубой стрелке слева от него.

  Режим рисования объектов можно включить также для ранее изученных инструментов Pencil, Line, Pen и Brush. При этом создаются объекты, которые «никому не мешают».

Нарисованный объект можно построить и после того, как фигура была нарисована. Можно также объединить в один объект контуры и заливки, нарисованные независимо. Для этого нужно выделить все необходимые контуры и заливки и выбрать команду Modify—Combine Objects—Uniion. Именно это мы сделали чуть раньше с логотипом Apple, когда строили его отражение.

Изменение порядка объектов

Для того, чтобы преобразовать фигуру или несколько фигур в объект рисования, надо выделить их и выбрать пункт меню Modify—Combine Objects—Union.

  Преобразуйте в объект контур и заливку фигуры, полученной ранее слиянием. Для выделения используйте двойной щелчок по заливке при включенном инструменте .

Если теперь перетащить новый объект на объект-прямоугольник, вы увидите, что новый объект оказался сверху. Если нужно изменить порядок объектов, используют меню Modify—Arrange или группу команд Arrange из контекстного меню:

Эти операции применяют к выделенным объектам.

  Сделайте так, чтобы прямоугольник оказался выше второй фигуры.
к началу К началу страницы

5. Фигуры с настройкой

Фигуры с настройкой (так называемые «примитивные фигуры») — это новшество версии Flash CS3. Существуют две таких фигуры:
Rectangle Primitive (прямоугольник с настройкой)
Oval Primitive (овал с настройкой)
Они включаются с помощью той же кнопки, что и прямоугольник.

Их отличие от обычных прямоугольника и овала состоит в том, что все параметры (в том числе радиусы скругления углов прямоугольника, начальный и конечный углы и внутренний радиус овала) регулируются после того, как они построены.

Если выделить такую фигуру инструментом Selection, на контуре появляются точечные маркеры (они мигают на рисунке ниже).

Потянув за угловые маркеры прямоугольника, можно изменить скругление углов. Если нужно независимо настраивать скругление каждого угла, снимите блокировку, щелкнув по кнопке на панели Properties.

Маркеры на контуре овала позволяют изменить начальный и конечный углы сектора, а маркер в центре овала служит для изменения внутреннего радиуса (можно сделать кольцо).

Все свойства выделенного объекта с настройкой можно изменять также и с помощью панели Properties.

Чтобы преобразовать такой объект в пару «контур—заливка», нужно выбрать команду Break Apart из контекстного меню или из меню Modify. После этого «настраиваемость» фигур теряется.

к началу К началу страницы

6. Практикум (лассо, фильтры)

Мы нарисуем логотип Adobe CS3, зальем его градиентом с двумя переходами цветов и придадим фигуре объемный вид с помощью фильтров:

  Создайте пустой ключевой кадр в кадре 4. Включите инструмент Rectangle Primitive и режим Object Drawing. Задайте прозрачный цвет контура и темно-красный цвет заливки. Нарисуйте квадрат (удерживая клавишу Shift).

Теперь надо отрегулировать кривизну углов с помощью инструмента Selection. Чтобы временно включить этот инструмент, можно нажать и удерживать клавишу Ctrl. Если отпустить Ctrl, снова включится инструмент, который был активен до этого.

  Удерживая клавишу Ctrl, перетащите узловые точки на углах так, чтобы радиус скругления был около 20.
  Снимите выделение с квадрата, щелкнув на свободном месте при нажатой клавише Ctrl. Установите белый цвет заливки и нарисуйте еще один квадрат меньшего размера внутри первого. Установите для него радиус скругления углов около 10.

Панель Align

Теперь нужно выровнять квадраты так, чтобы их центры совпадали. Для этого используем панель выравнивания, которая выводится на экран при выборе пункта меню Window—Align.

На этой панели четыре группы кнопок:

Включив кнопку To Stage можно выровнять объекты относительно сцены (а не относительно друг друга).
  Выделите оба квадрата (щелкнув на них при нажатой клавише Shift или обводя в рамку инструментом Selection. Щелкнув на выделенных кнопках (см. рисунок выше), выровняйте их по центру вертикально и горизонтально.

Слияние фигур

  Снимите выделение с прямоугольников. Включите инструмент Rectangle (без регулировки), выберите красный цвет (такой же, как у нижнего квадрата) и установите скругление углов 0. Нарисуйте квадрат, который точно закроет белый квадрат.
  Включите инструмент Subselection, выделите новый квадрат и перетащите две верхние узловые точки к центру, чтобы образовался контур буквы А.

Вот что у вас должно получиться:

  Выделите все фигуры (обведите их рамкой при нажатой клавише Ctrl) и объедините их в одну, выбрав команду Modify—Combine Objects—Union.
  Разбейте фигуру на составляющие, выбрав команду Break Apart из контекстного меню.

Теперь, щелкая мышкой в различных областях фигуры, вы увидите, что она состоит из трех заливок: темно-красной основной части и двух белых треугольников.

  Удалите белые треугольники (выделите их и нажмите клавишу Delete).

Инструмент Lasso

Теперь нужно вырезать некоторую область внутри буквы А. Для этого мы выделим ее и удалим, нажав клавишу Delete.

Для выделения областей используют инструмент Lasso, которым надо «обвести» нужную область. При этом в нижней части панели инструментов появляются три кнопки:
«волшебная палочка» (используется при работе с растровыми рисунками;
параметры «волшебной палочки»;
Polygon Mode, режим многоугольника.

Для нас будет интересен именно режим многоугольника, который позволит выделить и удалить внутреннюю область:

  Включите инструмент Lasso в режиме многоугольника. Выделите нужную область внутри буквы А, щелкая последовательно на ее углах. Двойным щелчком завершите выделение. нажав клавишу Delete, удалите выделенную область.

Если вы поставили узловые точки немного не там, где нужно, их можно переместить инструментом Subselection.

Теперь зальем фигуру градиентом так, чтобы левый верхний и правый нижний углы были немного поярче.

  Выделите фигуру, на панели Color постройте линейный градиент Linear с тремя цветами: в центре темно-красный цвет R=135, G=8, B=30, а по краям — цвет того же оттенка и насыщенности, но меньшей яркости: R=243, G=63, B=100. С помощью инструмента Gradient Transform (клавиша F) разверните градиент по диагонали — из левого верхнего угла в правый нижний.

Вот результат этого этапа:

Фильтры

Чтобы добавить объемность фигуре, можно использовать специальные преобразования, которые называются фильтры. Фильтры можно применить только к тексту, кнопке или клипу (вспомогательному фильму, который является частью основного фильма). Разговор о них еще впереди, сейчас мы просто преобразуем заливку в клип для того, чтобы добавить объемность.
  Выделите фигуру и нажмите кнопку F8 (или выберите пункт меню Modify—Convert to Symbol). В появившемся окне введите имя logo и выберите тип символа Movie Clip (см. рисунок).

  В нижней части окна программы (под сценой) выберите вкладку Filters (фильтры) и добавьте с помощью кнопки фильтры Bevel (рельеф), Glow (свечение) и Drop Shadow (падающая тень) со стандартными настройками.

В правой части панели Filters можно менять настройки выделенного фильтра, а кнопка удаляет фильтр. Значок слева от названия фильтра говорит о том, что фильтр включен. Если по нему щелкнуть, фильтр временно отключается и появляется значок . Повторный щелчок в этом же месте снова включит фильтр.

Отметим, что применение фильтров — обратимая операция, изображение при этом не портится.

Вот окончательный результат работы:

Зачетная работа

  Создайте пустой ключевой кадр в кадре 5. Постройте объемный логотип фирмы Microsoft. В качестве подсказки используйте анимированный рисунок, показанный ниже.

к началу К началу страницы


Оглавление
 Покадровая снимация Назад В начало Вперед Анимация формы


© 2007  К. Поляков


Сайт создан в системе uCoz