Тема 3. Покадровая анимация


  1. Работа с кадрами
  2. Трансформации объектов
  3. Меню панели
  4. «Луковая кожура»
  5. Редактирование нескольких кадров
  6. Кисть
  7. Панели Color и Swatches
  8. Практикум (кисть)

1. Работа с кадрами

Покадровая анимация состоит в том, что каждый кадр фильма рисуется отдельно, и они быстро сменяют друг друга. При частоте 24 кадра в секунду и выше человек воспринимает такие изменения как непрерывное движение.

Кадры изображаются серыми прямоугольниками на временной шкале. Как вы уже знаете, бывают кадры двух типов:

Кадры можно перемещать, копировать и удалять. Для перемещения надо выделить кадр щелчком и перетащить его в новое место на временной шкале. На старом месте остается обычный (промежуточный) кадр, то есть изображение будет скопировано из ближайшего слева ключевого кадра.

Если при перетаскивании кадра удерживать клавишу Alt, кадр копируется в новое место (на это указывает знак «плюс» у курсора).

Для удаления кадра надо выделить его, нажать правую кнопку мыши и выбрать команду Remove Frames (удалить кадры) из контекстного меню.

Эти операции можно выполнять и с несколькими выделенными кадрами. Для выделения можно протащить через них мышку при нажатой левой кнопке. Щелчками при нажатой клавише Ctrl можно выделить «несоседние» кадры.

Для работы с кадрами можно использовать специальный буфер обмена — команды Cut Frames (вырезать), Copy Frames (копировать) и Paste Frames (вставить) из контекстного меню.

  Откройте фильм, созданный на прошлом уроке, и сохраните его с другие именем в папке PRACTICE\3 (для этого нужно выбрать пункт меню File—Save as (Ctrl+Shift+S). Скопируйте кадр 2 в кадр 4 и просмотрите фильм. Затем удалите кадр 2.

2. Трансформации объектов

  Удалите все кадры из фильма.

Если сейчас попытаться что-то нарисовать на сцене, будет выдано сообщение об ошибке, поскольку рисовать можно только в ключевых кадрах, а они все удалены.

  Создайте новый ключевой кадр в кадре 1. Выберите темно-зеленый цвет контура, толщину линии 3. С помощью инструмента Pen нарисуйте контур листа с прожилкой посередине. Залейте его светло-зеленым цветом.

Мы сделаем покадровую анимацию, которая изображает увеличение листа.

  Выделите кадр 1 и вставьте 4 новых ключевых кадра, нажимая F6.

Сейчас во всех кадрах — одинаковое изображение. Мы изменим фильм так, чтобы на первом кадре был самый маленький лист, а потом — все больше и больше.

  Включите инструмент Selection и выберите кадр 1. При этом все его содержимое будет также выделено.

Для уменьшения листа на 1-ом кадре применим инструмент Free Transform (свободные преобразования), который включается кнопкой на панели инструментов, клавишей Q, или командой Free Transform из контекстного меню (после нажатия правой кнопки мыши). Вокруг выделенного объекта появляется рамка с маркерами, такая же, как, например, в редакторе Word. Теперь можно:

  Уменьшите размеры листа примерно в 3 раза. Перетащите центр вращения в левый нижний угол листа и поверните лист немного более вертикально.
  Таким же способом постройте промежуточные рисунки в кадрах 2-4. Просмотрите фильм.

Другие варианты преобразования применяются с помощью меню Modify—Transform. В частности можно

Когда включен инструмент Transform, в нижней части панели инструментов появляются кнопки, позволяющие включать какой-то один вид преобразований:
Rotate and Skew, вращение и поворот;
Scale, изменение размеров;
Distort, искажение, свободное перетаскивание узлов;
Envelope, работа с огибающей.
При нажатии клавиш Ctrl+T открывается панель Transform, на которой можно точно задать угол поворота и скоса.
  При всех трансформациях объект не «портится». Если надо отменить все преобразования и вернуть его к исходному виду, выберите пункт меню Modify—Transform—Remove Transform.

3. Меню панели

Далее нам будет удобно сделать кадры на временной шкале пошире. Для этого используется меню временной шкалы, которое вызывается щелчком по кнопке в левом верхнем углу (там, где кончаются числа — номера кадров).

  Аналогичные меню есть у всех панелей Flash.

С помощью этого меню можно выбрать ширину кадров на шкале, а также изменить расположение шкалы времени (группа Placement) и уменьшить высоту кадров (установив режим Short).

  С помощью меню временной шкалы установите ширину кадров Medium (средний).

4. «Луковая кожура»

Скорее всего, анимация с первого раза получится не очень равномерная. Для настройки покадровой анимации в программе Flash есть специальное средство, которое называется Onion Skin («луковая кожура»). Если включить этот режим, при обработке очередного кадра вы будете видеть полупрозрачные изображения соседних кадров, что поможет улучшить переходы.

Для включения этого режима надо щелкнуть по кнопке Onion Skin в нижней части временной шкалы (см. рисунок выше). Если нужно оставить только контуры фигур на соседних кадрах (чтобы заливка не мешала), можно щелкнуть по кнопке Onion Skin Outlines (контуры «луковой шелухи»). Область видимости регулируется движками над временной шкалой.

Щелкнув по кнопке , вы увидите меню, с помощью которого можно изменить настройки «луковой кожуры»

  Включите режим Onion Skin Outlines, установите видимость только двух соседних кадров. Попытайтесь сделать более ровные переходы между кадрами. Проиграйте фильм.

5. Редактирование нескольких кадров

Теперь представьте, что нужно переместить этот лист, например, вправо. Придется перемещать его во всех кадрах, которых может быть достаточно много. К счастью, есть более легкий способ.

Справа от кнопки Onion Skin Outlines расположена кнопка Edit Multiple Frames (редактировать несколько кадров). Она позволяет заменять положение объекта сразу во всех кадрах, ограниченных движками зоны видимости (над временной шкалой).

  Включите режим Edit Multiple Frames и раздвиньте движки видимости так, чтобы они охватывали все кадры с 1-ого по 5-ый. Включите инструмент Selection, выделите рамкой изображение листа на всех кадрах и перетащите справо, чтобы слева можно было поставить еще один лист.

В этом режиме можно выполнять все действия также, как и обычно, разница в том, что захватываются несколько кадров.

  Выделите снова все изображения листа и скопируйте их влево, перетащив при нажатой клавише Alt. Постройте отражение нового листа (Modify—Transform—Flip Horizontal) и переместите его так, чтобы нижние точки (точки вращения) первого и второго листов совпали. Просмотрите фильм.

к началу К началу страницы

6. Кисть

Инструмент Brush (кисть) предназначен для создания заливок без контура. При включенном инструменте Brush в нижней части панели инструментов показаны три кнопки для его настройки (сверху вниз):
режим работы кисти:
  • Paint Normal (нормальный) — закрашивается все;
  • Paint Fills (заливки) — закрашиваются только заливки, контуры не изменяются;
  • Paint Behind (задний план) — закрашиваются только те области, где нет ни контуров, ни заливок;
  • Paint Selection (выделение) — закрашивается только та заливка, которая была заранее выделена;
  • Paint Inside (внутри) — закрашивается только та заливка, откуда началось закрашивание.
размер кисти;
форма кисти (если выбрана круглая кисть, то на этой кнопке будет такой же рисунок, как и на предыдущей).
  Откройте файл brush.fla из папки PRACTICE\3. Используя инструмент Paint Bucket, закрасьте все квадраты разными цветами.
  Выберите фиолетовый цвет заливки и включите инструмент Brush и установите максимальный размер кисти. Включая поочередно все 5 режимов работы кисти, проведите 5 вертикальных линий через квадраты. Для 4-ого режима (Paint Selection, закраска выделенной области) нужно сначала выделить заливку 4-ого квадрата инструментом Selection. Для 5-ого режима (Paint Inside, рисуем внутри) надо начинать рисование внутри заливки.

7. Панели Color и Swatches

Если нужного цвета нет в палитре, нужно использовать панель Color (цвет), расположенную в правом верхнем углу экрана. Сейчас в левом верхнем углу (см. рисунок) нажата кнопка , это означает, что устанавливается цвет заливки.

Цвет можно выбрать с помощью движков, задать в виде тройки составляющих RGB (Red, Green, Blue) или ввести в виде шестнадцатеричного кода (в окне, где сейчас написано #EDEDED).

Параметр Alpha обозначает непрозрачность цвета в процентах (от 0% — полностью прозрачный — до 100% — полностью непрозрачный).

Панель Swatches (образцы) содержит палитру цветов, доступных при выборе цвета в панели инструментов и панели Properties. Можно добавлять цвета в палитру и удалять их.

Для того, чтобы добавить новый цвет в палитру, постройте его на панели Colors. Затем откройте меню палитры (щелкнув по кнопке в правом верхнем углу) и выберите пункт Add Swatch.

Чтобы удалить образец из палитры, надо выделить его на панели Swatches и выбрать пункт Delete Swatch из меню этой палитры.

8. Практикум (кисть)

  Создайте новый документ и сохраните его в папке PRACTICE\3. Включите инструмент Brush и установите с помощью панели Color цвет с параметрами R=134, G=71 и B=64. Добавьте этот цвет в палитру.

Мы будем рисовать кистью Винни-Пуха. Вот такого:

  Установите самый большой размер кисти и значение параметра Smoothing, равное 50 (на панели Properties). Нарисуйте отдельно голову и тело Винни-Пуха (рисунок 1).

1 2 3 4

Редактирование заливки

Для редактирования заливки можно использовать инструмент Eraser (ластик, стирательная резинка). Он работает примерно так же, как и кисть. Внизу на панели инструментов можно выбрать размер и форму ластика, кнопка позволяет установить режим стирания (нормальный, только заливки, только линии, только выделенные заливки, только та заливка, с которой начали).

Если включить кнопку Faucet, одним щелчком стирается сразу вся заливка или весь контур, на котором щелкнули.

  Попробуйте в действии инструмент .
Контуры заливки, нарисованной от руки, можно улучшить с помощью верхнего меню Modify—Shape. Оно содержит пункты
  Выделите голову Винни-Пуха и примените сглаживание (Modify—Shape—Smooth). Проделайте то же самое с туловищем.

Детали

  С помощью инструмента Selection выделить голову и перетащите ее вниз, соединив с телом (рисунок 3). Теперь снимите выделение, щелкнув на пустом месте, и снова выделите голову.

Вы наверняка заметили, что выделилась вся фигура, голова вместе с телом (рисунок 4). Это означает, что при соприкосновении (и наложении) заливок одного цвета они сливаются в один объект.

  Включите инструмент Brush и установите с помощью панели Color цвет с параметрами R=81, G=41 и B=27. Добавьте этот цвет в палитру.
  Нарисуйте этой кистью глаз, правое ухо, правую руку и правую ногу Винни-Пуха (рисунок 5).

5 6 7 8

Если теперь с помощью инструмента Selection выделить ухо и перетащите его вверх, вы увидите, что эта область в «нижней» заливке вырезана. Таким образом, верхняя заливка другого цвета вырезает область из заливки, оказавшейся внизу.

  Включите снова кисть, установите режим Paint Behind, чтобы кисть не затрагивала уже существующие фигуры, и нарисуйте левое ухо, левую руку и левую ногу (рисунок 6).
  Переключите кисть снова в режим Paint Normal и нарисуйте глаз, нос, рот и складку между головой и туловищем (для последних элементов нужно уменьшить размер кисти). Должно получиться примерно так, как на рисунке 7.

Теперь остается последний штрих: надо добавить контур к некоторым элементам. Для этого можно использовать инструмент Ink Bottle — он позволяет не только менять цвет существующего контура, но и обводить контуром заливку.

  Включите инструмент , установите на панели Properties черный цвет и толщину линии 2. Щелкните мышью на туловище, ушах, лапах и т.д. Для того, чтобы разделить (слившиеся) ноги, используйте карандаш. Окончательный результат показан на рисунке 8.

Анимация

Теперь сделаем покадровую анимацию так, чтобы Винни-Пух моргнул глазом.
  Добавьте новые ключевые кадры в кадры 2 и 3 (в них должно скопироваться изображение Винни-Пуха из кадра 1). Перейдите на кадр 2, включите инструмент кисть в режиме Paint Fills (закрашивать только заливки).

Вспомните, что мы добавили в палитру два новых цвета, которыми рисовали Винни-Пуха. Теперь они расположены ниже основных цветов (см. рисунок).

  Выберите темно-коричневый цвет и нарисуйте Винни-Пуху веко, как на рисунке. С помощью инструмента Pencil добавьте контур по нижней границе века (рисунок справа).
  Установите на панели Properties под сценой частоту кадров 2 и просмотрите фильм.
к началу К началу страницы


Оглавление
 Контуры Назад В начало Вперед Заливки и фигуры


© 2007  К. Поляков


Сайт создан в системе uCoz