Тема 2. Контуры


  1. Цвета
  2. Линии
  3. Выделение объектов
  4. Перекраска контура
  5. Направляющие
  6. Изменение формы контура
  7. Добавление заливки
  8. Перо

1. Цвета

Векторный рисунок в программе Flash состоит из отдельных элементов, которые задаются узловыми точками (anchor points). Это могут быть отрезки, ломаные, прямоугольники, овалы и др. Некоторые из этих инструментов

     Line — линия      Pencil — карандаш      Pen — перо

рисуют только контуры (stroke), другие

     Brush — кисть

создают только области (заливки, fill) без контура, а третьи

     Rectangle — прямоугольник      Oval — овал

имеют контур и заливку.

Цвет контура можно выбрать с помощью кнопки на панели инструментов, а цвет заливки — с помощью кнопки . При этом открывается окно с палитрой:

В верхнем левом углу палитры показан код цвета (в шестнадцатеричной системе). Параметр Alpha управляет прозрачностью: при Alpha=100% цвет полностью непрозрачен, при Alpha=0% — полностью прозрачен.

Кнопка в правом верхнем углу палитры позволяет выбрать прозрачный цвет (у фигуры не будет контура или заливки), а кнопка вызывает стандартный диалог выбора цвета (если цветов, включенных в палитру, не хватает).

В нижней строчке палитры можно выбрать градиентные заливки. Далее мы будем сами строить такие заливки с помощью панели Colors (она расположена в правом верхнем углу экрана).

Ниже кнопок выбора цвета в палитре инструментов находятся еще три вспомогательные кнопки: — установить черный контур и белый цвет заливки; — поменять цвета контура и заливки; — выбрать прозрачный цвет (нет контура ли заливки).

к началу К началу страницы

2. Линии

Для рисования линий предназначены три инструмента:

     Pencil — карандаш      Line — линия      Pen — перо

Карандаш

Карандаш рисует так же, как и в редакторе Paint.
  Запустите программу Flash, создайте новый документ и сохраните его в папке PRACTICE\2. Выберите цвет линий, включите карандаш и нарисуйте от руки квадрат.

Наверняка вы заметили, что стороны квадрата оказались ровными, несмотря на то, что вы провели их несколько кривовато. Дело в том, что Flash пытается «улучшить» линию, а метод «улучшения» выбирается из дополнительного меню Options (режимы, настройки), которое появляется в нижней части панели инструментов. Меню для инструмента Pencil (см. рисунок справа) содержит 3 режима:

Сейчас включен вариант Straighten, это объясняет полученный эффект спрямления сторон квадрата.
  Включите режим Smooth и нарисуйте от руки окружность. Затем выберите режим Ink и нарисуйте еще одну окружность, сравните результаты.

В меню Modify-Shape есть команды Straighten, Smooth и Optimize, предназначенные для обработки уже нарисованных контуров:

  Нарисуйте линию в режиме Ink, выделите ее и попробуйте несколько раз применить метод Straighten, а затем — несколько раз метод Smooth.
Метод Optimize позволяет уменьшить количество узлов линии. Это очень важно, потому что чем больше узлов, тем больше времени требуется на рисование линии, особенно при анимации.

При выборе пункта меню Modify-Shape-Optimize появляется окно точной настройки. По окончании действия выводится сообщение о результатах: сколько было сегментов (участков) в исходной кривой (original shape), сколько осталось (optimized shape) и каков процент упрощения (reduction).

  Измените цвет карандаша, нарисуйте в режиме Ink какую-нибудь сложную линию. Выделите ее двойным щелчком при нажатой клавише Ctrl и примените к линии метод Modify-Shape-Optimize и сравните, сколько узлов было и сколько осталось.

Линия

Инструмент Line (линия) работает так же, как и в реакторе Paint — рисует отрезки выбранного цвета.
  Включите инструмент Line и нарисуйте несколько отрезков разных цветов.

Параметры

При включении инструмента Pencil или Line на панели Properties (свойства) в нижней части экрана появляются элементы для настройки свойств будущих линий.

В левом верхнем углу — кнопка для выбора цвета линии, такая же, как и на панели инструментов. Правее — окно для выбора толщины линии (сейчас установлена толщина 0,25), при щелчке на стрелке справа появляется движок, которым можно изменить значение. Еще правее — список для выбора стиля линии (сейчас выбран вариант Solid — сплошная линия). Кнопка Custom позволяет создать новый стиль линии. Остальные параметры:

3. Выделение объектов

Если изменить параметры на панели Properties, новые значения будут влиять на новые линии. Чтобы изменить свойства существующей линии, ее нужно сначала выделить. Для этого используется инструмент Selection (выделение, стрелка).
  Инструмент можно быстро включить, нажав на клавишу V.
  Включите инструмент Selection и щелкните по одной из сторон квадрата.

Вы увидите, что выделена только одна сторона. Теперь можно отдельно установить свойства этого куска и даже переместить его в другое место, просто перетащив мышкой.

Для того, чтобы выделить всю линию, нужно сделать на ней двойной щелчок. После этого ее свойства можно изменить с помощью панели Properties.

  Выделите весь квадрат, измените цвет его контура и установите толщину линии 5.

Существует еще один способ выделения: включить инструмент Selection и обвести все нужные объекты в прямоугольник.

4. Перекраска контура

Инструмент Ink Bottle

Для изменения цвета можно также использовать инструмент Ink Bottle (чернильница). Включив этот инструмент, нужно установить желаемые свойства линии на панели Properties и щелкнуть мышью на нужном контуре.

  С помощью инструмента Ink Bottle перекрасьте один из нарисованных контуров.

Отмена операции

Для того, чтобы отменить сделанную операцию, надо нажать клавиши Ctrl+Z или выбрать пункт меню Edit—Undo... (после слова Undo стоит название отменяемой операции). По умолчанию программа помнит 100 действий пользователя.

Если вы хотите вернуть отмененную операцию, надо нажать Ctrl+Y (меню Edit—Redo...).

  Выделите все объекты, обведя их в рамку инструментом Selection и нажав на клавишу Delete. Затем отмените удаление.

5. Направляющие

Вставка кадра

Мы продолжим рисование на чистом листе. Чтобы не удалять все нарисованное, можно просто перейти на новый кадр. Для этого его надо создать.

Существует два вида кадров: ключевые и промежуточные. В ключевых кадрах происходит существенная смена изображения, В промежуточных картинка не изменяется или строится программой автоматически.

Для вставки кадра выделим щелчком нужный кадр на шкале времени (над сценой) и нажмем одну из клавиш:

Кроме того, можно использовать контекстное (всплывающее меню): щелкнуть правой кнопкой на нужном кадре и выбрать команду Insert Frame, Insert Keyframe или Insert Blank Keyframe.
  Вставьте пустой ключевой кадр в кадр 2.

В результате в кадре 2 должна появиться жирная точка, сцена должна быть пустая.

Направляющие

Направляющие — это линии, которые помогают выравнивать элементы рисунка. Чтобы добавить направляющие, включите линейки, выбрав пункт меню View—Rulers (на линейках дана разметка в пикселях). Затем надо нажать левую кнопку мыши на линейке и, не отпуская ее, «вытащить» направляющую на сцену.

Чтобы убрать направляющую, просто перетащите ее за пределы сцены.

Иногда направляющие надо временно скрыть (убрать с экрана), чтобы они не мешали при работе. Для этого нужно нажать клавиши Ctrl+; или выбрать пункт меню View—Guides—Show Guides.

Другие операции с направляющими можно найти в меню View—Guides.

  Вставьте пустой ключевой кадр в кадр 3. Расставьте направляющие (зеленые линии) так, как показано на рисунке 1.

1 2

Для того, чтобы узловые точки линий «прилипали» к направляющим, нужно включить флажок View—Snapping—Snap to Guides (в меню).

  Нарисуйте треугольник из трех отрезков, как показано на рисунке справа (вверху).

6. Изменение формы контура

С помощью инструмента Selection можно Когда курсор мыши может выглядеть по-разному:
     — над криволинейным участком;
     — над угловой точкой.

Для выполнения следующих операций удобнее скрыть направляющие (они по-прежнему работают, но не видны). Для этого снимите флажок в меню View—Guides—Show Guides.

  Изогните стороны треугольника, как показано на рисунке 3 (ниже). Затем добавьте новую угловую точку в середине верхней дуги и оттяните ее вниз (рисунок 4).

3 4
У нас получилась фигура, напоминающая по форме сердце. Остается «скруглить» два угла в верхней части. Это можно сделать с помощь инструмента Subselection (частичное выделение) на панели инструментов (клавиша A).

Если щелкнуть этим инструментом по контуру, вы увидите все его узловые точки. Эти точки можно перетаскивать мышкой. Кроме того, если щелкнуть на какой-то опорной точке, появляются касательные — отрезки с точками на концах. Они определяют углы выхода и кривизну линий, выходящих из этой точки. Схватив за конец касательной, можно вращать ее и изменять длину.
5 6

Если обе касательные находятся на одной прямой, это гладкий узел, здесь направление линии меняется плавно. Если надо сделать из гладкого узла угловой, перетаскивайте касательные при нажатой клавише Alt.

  Включите инструмент Subselection (клавиша A), перетащите верхние угловые точки немного вниз и отрегулируйте их касательные так, как показано на рисунке 6 (сделайте эти точки гладкими узлами и укоротите нижние касательные).

7. Добавление заливки

В результате мы получили замкнутый контур сердечка. К такому контуру можно легко добавить заливку. Для этого используется инструмент Paint Bucket (ведро с краской).
  Включите инструмент Paint Bucket, установите красный цвет заливки (на панели Properties или с помощью кнопки на панели инструментов) и закрасьте контур, щелкнув внутри.

С помощью инструмента Paint Bucket можно закрашивать контуры, имеющие небольшие разрывы. Величина допустимого разрыва регулируется с помощью дополнительного меню (оно появляется в нижней части панели инструментов при включенном инструменте Paint Bucket).

к началу К началу страницы

8. Перо

Инструмент Pen (перо) предназначен для рисования сложных контуров, включающих прямолинейные и скругленные участки (сегменты).

Для рисования ломаной надо при включенном инструменте Pen щелкать мышкой в ее узлах. Если же нужен сглаженный узел, нужно протащить мышь в сторону продолжения линии при нажатой левой кнопке.

Чтобы удалить последний узел, надо нажать клавишу Backspace. Двойной щелчок завершает построение незамкнутого контура. Если же надо замкнуть контур, последний щелчок выполняется на первом узле, при наведении на него около курсора мыши появляется окружность .

Свойства инструмента Pen (на панели Properties) такие же, как для инструментов Line и Pencil.

После того, как контур нарисован, его можно редактировать с помощью инструментов Selection (клавиша V) и Subselection (клавиша A) так же, как описано выше.

Для изменения контура можно также использовать и сам инструмент Pen. В зависимости от положения мыши, курсор может иметь различный вид, показывая, что будет сделано при щелчке в этом месте
ставим начальный узел контура;
ставим очередной (не первый) узел контура;
добавляем узел (мышь наведена на сегмент между узлами);
удаляем узел (мышь наведена на угловой узел);
продолжить контур от этой точки (в данный момент не начат ни один контур);
преобразовать сглаженный узел в угловой.
После включения инструмента Pen для редактирования контура нужно щелчком выделить его и использовать описанные выше приемы.

При нажатой клавише Ctrl можно перетаскивать весь контур (за сегмент между узлами) и отдельные узлы.

Если удерживать клавишу Alt, курсор приобретает форму угла . Щелчок по узлу в этом режиме преобразует угловой узел в гладкий. Кроме того, можно изменять касательные гладких узлов так же, как и инструментом Subselection.

  Вставьте новый ключевой кадр в кадр 3. Используя инструмент Pen, нарисуйте контур, изображающий профиль морской волны, как показано на рисунке. Закрасьте контур синим цветом с помощью инструмента Paint Bucket.

   

Сейчас у нас три ключевых кадра с разными изображениями. Если просмотреть фильм, нажав на Ctrl+Enter, можно увидеть, как они мелькают на экране.

  Включите инструмент Selection и щелкните мышью в свободной области (вне объектов), чтобы увидеть свойства документа на панели Properties. Установите частоту 1 кадр в секунду и просмотрите ролик.
к началу К началу страницы


Оглавление
 Знакомство с Flash Назад В начало Вперед Покадровая анимация


© 2007  К. Поляков


Сайт создан в системе uCoz