DESIGN BY VITALIY SAMILYK
Японская традиционная музыка
Сакура
Особенности японской традиционной музыки
Основанная на заимствовании, со временем японская музыка приобрела собственные оригинальные черты, которые мы попытаемся выделить.
Специфическая гармония
Гармония в японской музыке отсутствует в европейском понимании этого слова, поскольку ее структура основана на звукоряде, заимствованном из китайской музыки и состоящем из 7 тонов (шкалы рицу и рё в музыке гагаку) или из 5 тонов (в музыке для сямисэна или кото), а также может быть основана на трех опорных нотах (как в музыке театра Но). Поэтому в японской музыке нет ни мажора, ни минора, ни гармонических аккордов, как в диатонической структуре европейской музыки. Звукоряд японской музыки построен на отличных от европейского ряда интервалах, что лежит в основе ее характерного для восточной музыки звучания, которое может противоречить представлению европейского слушателя о гармонии.
Свободные размер и доля
В японской музыке может отсутствовать размер, доля, постоянно меняться ритм. Это происходит в народных песнях и музыке для сякухати, что трудно представить европейскому слушателю, поскольку в европейской музыкальной системе размер и доля четко определяются. То же самое можно сказать относительно темпа, который часто стремительно меняется в одном произведении.
Отсутствие нотной записи
Нотная запись по европейской системе появилась в Японии только с проникновением западной музыки в эпоху Мэйдзи, до этого нотной записи как таковой не существовало. Использовалась система, заимствованная из Китая из значков, линий и разноообразных фигур справа или слева от текста для обозначения струны, табулатуры, ритма, темпа и оттенков. При этом, поскольку, в отличие от европейской системы, обозначалась не конкретная нота, а струна или расположение пальцев на флейте, а ритм прописывался не полностью (задавался только ритмический рисунок), то, не зная мелодии заранее, сыграть по нотам было невозможно. Кроме того, значки и фигурки различались в зависимости не только от музыкального инструмента, но также от школы в рамках одного жанра. Поэтому исследование японской музыки по нотным записям имеет ограничения и предполагает подробные знания той или иной системы обозначений. Также многие песенные и сказовые произведения передавались от поколения к поколению на слух и не записывались, поэтому, к сожалению, значительная часть фольклорной музыки утеряна.
Умеренные оттенки
Большая часть японской музыки исполняется с умеренной силой звука (кроме танцев или некоторых произведений в рамках театральной музыки). Поэтому эффект достигается не за счет чередования forte и piano, а за счет тонкого регулирования звука одного оттенка, где имеют значение любые малейшие колебания.
Преобладание гомофонии
Большинство произведений японской музыки гомофонично, то есть аккомпанирующий инструмент сопровождает основную мелодию, но существует и полифония, где каждый инструмент ведет свою линию (например, в пьесах для кото и сямисэна) и гетерофония (отступление от основного напева), и даже какофония в музыке гагаку, когда все инструменты вступают один за другим со своей мелодической линией и не по правилам классического канона.
Особенности композиции
Дзё-ха-кю (序破急) означает «неторопливое вступление, умеренное развитие и стремительное заключение». Это кардинальным образом отличается от композиции европейских пьес, где кульминация наступает в средней части.
Ки-сё-тэн-кэцу (起承転結) означает «подъем, развитие, смена мелодии, заключение» и характерно для пьесы гагаку этэнраку. Эта форма произошла от композиции китайского стихотворения из четырех частей.
В композиции важным понятием является дан, то есть «часть» – основная единица японских пьес. Каждая пьеса делится на несколько данов, иногда состоит из одного. В зависимости от пьесы различается количество данов во вступительной, средней и заключительной частях пьесы, а в театре Бунраку, например, по количеству данов можно определить жанр пьесы: сэва-моно (бытовые пьесы) состоят из трех данов, а дзидай-моно (исторические пьесы о самураях) – из пяти.
Жанровое своеобразие
Среди особенностей жанра японской музыки необходимо выделить абсолютное преобладание вокальной музыки: она составляет 90% всех музыкальных произведений. Помимо знакомых для европейского слушателя песенных, инструментальных и танцевальных жанров, существует также песенно-сказовый жанр (дзёрури). скачать музыку:Сакура Основа просвещения Морская фантазия Радуга КабукиГагаку
http://www.jtheatre.info/index.php?id=5Гагаку — музыка и танец Японского императорского двора — древнейшее исполнительское искусство Японии. Ансамбль кангэн (духовые и струнные) аккомпанирует танцу. Главные инструменты: ёкобуэ (флейта, в которую дуют сбоку), сё (вид свирели), хитирики (напоминающая гобой труба), бива (лютня с короткой шейкой), со (щипковая цитра) и тайко (барабан).
Гагаку зародилось около 1300 лет тому назад как вид исполнительского искусства для Императорского двора и сочетает в себе различные музыкальные и танцевальные стили — некоторые из них пришли из континентальной Азии через Китай и Корейский полуостров, другие из Японии. За прошедшие века гагаку очень мало изменилось, это одно из уникальнейших традиционных исполнительских искусств мира.
Почти все представления гагаку были частью придворных событий, поэтому лишь малое число японцев имело возможность видеть их. Но такое положение дел недавно изменилось, представления теперь дают и для широкой публики.
Хранителями традиций придворного гагаку выступают музыканты, занятые в Департаменте музыки при Совете по церемониям агентства Двора Его Императорского Величества. Прежде чем поступить в Департамент, ученики должны сдать экзамен. После семи лет теоретического и практического обучения они получают официальное назначение на должность придворных музыкантов. Те, кто становится придворными исполнителями, как правило, связаны с работниками Департамента музыки близкими родственными связями.
Окубо Ясуо играет на поперечной флейте ёкобуэ, он имеет квалификацию придворного музыканта. Сейчас ему 27 лет. Его отец также придворный музыкант, он оказал на сына большое влияние. "Сначала я решил заняться гагаку, потому что хотел делать то, чем занимался отец. В будущем мне бы хотелось выступать вместе с ним и с моим младшим братом, который пока ходит в учениках".
Окубо Ясуо и Иванами Такамаса упражняются в игре на ёкобуэ. Первоочередная задача Департамента музыки — сохранение гагаку как исполнительского искусства. Танцевальные и музыкальные стили, дизайн костюмов, инструменты, маски и другие реквизиты живы сегодня как часть наследия древних азиатских культур. Материальные и нематериальные элементы гагаку — бесценное достояние прошлого, и очень важно, чтобы оно было передано будущим поколениям в неизменном виде.
Иванами Така'аки (ему 29 лет) также играет на ёкобуэ: "Этим традициям 1300 лет, так что мы не можем вот так просто взять и изменить их. Мы — камешки, по которым они переходят через реку времени".
Просто изумительно — как стара история гагаку и как уникальна цель этих исполнителей. Но высокое предназначение не приводит их в благоговейный трепет. "Я вообще-то никогда особо не задумывался над тем, что мои выступления следуют древним традициям — это просто часть суток в моей жизни. Моя любимая музыка — хип-хоп. Я ничем не отличаюсь от любого другого парня", — говорит Масуяма Сэйити, 22-летний исполнитель, играющий на свирели сё.
История развития японской музыки
http://info-japan.ru/index.php?view=news_articles_full&newsId=36
Японская традиционная музыка в современном понимании этого слова формировалась, как и многие другие культурные формы, под влиянием Китая, Индии, государств Корейского полуострова, стран Юго-Восточной Азии. Первобытная музыка, существовавшая в древней Японии до начала широкого заимствования культуры китайской цивилизации, не сохранилась и может быть восстановлена лишь по археологическим свидетельствам. Поэтому можно сказать, что традиционная музыка Японии – синтез заимствованных явлений, которые с течением времени приобрели японскую специфику и сформировали самобытную музыкальную культуру.
Если вы любите фентези то вам стоит посмотреть фильм Мерлин тут
Формирование музыкальной традиции Японии
Предполагается, что древняя японская музыка была примитивной и однообразной. Знания о древней музыке в Японии основаны почти исключительно на археологических свидетельствах, например, глиняные фигурки ханива дают представления об инструментах того времени: бамбуковой флейте ямато-буэ, древней лютне вагон или ямато-гото и других примитивных инструментах.
Первые письменные упоминания о японской музыке появляются в китайских хрониках. Так, в летописях III века китайской династии Вэй Чжи говорится о путешествии в Японию и о песнях и плясках ритуального обряда.
Существует сказание, датируемое III веком, о том, как корейские музыканты инструктируют японцев сохранять корабельную древесину, поскольку она идеально подходит для изготовления инструментов.
Далее музыка упоминается в японских хрониках «Кодзики» (712 г.) и «Нихон сёки» (720 г.). Так, в «Нихонсёки» сообщается, что в 454 г. 80 корейских музыкантов было послано в японскую столицу для исполнения музыки по случаю смерти императора Ингё.
В «Сёку Нихонги», исторической хронике VIII века, рассказывается о музыке для ритуальных посвящений в буддийских и синтоистских храмах.
Таким образом, наличие музыкальной культуры в древней Японии обозначено четко, но говорить о существовании самостоятельной инструментальной или вокальной музыки не представляется возможным (за исключением упоминания о мелодии кумэута). Туда, где музыка носила более сложный характер, она, вероятнее всего, пришла из Китая и Кореи и поэтому не может полностью называться японской национальной музыкой.
В период формирования ранней государственности в Японии, в связи с утверждением буддизма в качестве государственной религии развиваются виды музыки, прямо или косвенно связанные с буддийским культом.
В периоды Нара (701-794) и ранний период Хэйан (794-894) отмечается активное усвоение китайских традиций (в ряде случаев приходящих через Корею): в частности, был заимствован придворный оркестр гагаку.
В 830 г. император и министры с целью упорядочить и систематизировать придворную музыку предпринимают реформу гагаку: количество музыкальных инструментов было ограничено, а репертуар гагаку разделен на тогаку (китайская и индийская, или «левая» музыка) и комагаку (корейская, или «правая» музыка).
С опубликованием кодекса законов Тайхо-рё (701 г.) было учреждено гагаку-рё (музыкальное управление), в обязанности которого входило изучение вокальной и инструментальной музыки стран континента, прежде всего Китая, приведение ее в соответствие с нормами японского мировоззрения и эстетики и исполнение во время дворцовых церемониалов.
Таким образом, музыка развивается и в религиозной, и в светской сферах, но в основном за счет заимствований из других стран. Японские музыканты в этот период не имели сильного влияния. Музыку вагаку (сочиненную японскими композиторами) даже исполняли в менее почетном зале дворца – зале больших песен оута-докоро.
Музыка эпохи Хэйан (794-1185) была искусством придворной аристократии и развивалась преимущественно в столице. В этот период наибольшим уважением при дворе пользуются литературно и музыкально образованные люди.
Богатым источником сведений о музыке того периода служат литературные произведения, где описываются сцены исполнения народных песен, музыки на фестивалях, инструментальной музыки, а также встречаются многие названия пьес музыки гагаку. Наиболее известное литературное произведение этого периода, «Повесть о Гэндзи» Мурасаки Сикибу, изобилует музыкальными сценами. Любой утонченный персонаж этого повествования умеет играть на музыкальных инструментах.
В этот период китайская музыка сохраняет свое влияние, но уже в несколько измененном, японском варианте, то есть китайские традиции ассимилируются и усваиваются. Так, продолжают использоваться китайские инструменты, но уже японскими музыкантами. Кроме того, музыка приобретает некоторые японские черты: в традиционном искусстве Японии музыка неотделима от литературы, и лютня бива, также пришедшая из Китая, используется не для инструментальных пьес, а для сопровождения поэтических произведений. Даже музыка гагаку, которая ближе всего к чисто инструментальной музыке, нередко сопровождается хоровым пением.
В области буддийской музыки появляются буддийские песнопения сёмё, которые получат особенное развитие в последующие периоды.
Также сочиняются светские песни, в особенности для торжественных случаев при дворе. Они исполнялись во время банкета.
В период Камакура (1185-1333) в связи с падением власти аристократии и установлением системы военного правления классическая японская музыка распространяется по всей стране. Ее формы становятся проще и аскетичнее.
Буддизм становится все более популярным, особое значение приобретают дзэн-буддизм и традиция странствующих монахов, исполняющих буддийские молитвы и песнопения сёмё, а также – в сопровождении лютни бива – героические сказы хэйкёку (разделы из военного эпоса «Хэйкэ-моногатари»).
В этот период японская музыка постепенно утрачивает черты, заимствованные из других стран и начинает формироваться образ японской национальной музыки.
Вместе с утратой влияния императора придворная музыка теряет позиции, и становятся особенно популярными народные комические представления дэнгаку и песни о военной славе, сопровождаемые лютней бива. В целом, наибольшее развитие получают вокальная музыка и музыка, сопровождающая театральные представления.
Буддийские песнопения продолжают играть важную роль в музыкальной культуре и в том числе оказывают влияние и на светские песни, поэтому музыку периода Камакура можно назвать своеобразным смешением религиозной и светской музыки.
В период Муромати (1338-1573) возникает классический музыкальный театр Но, совместивший несколько музыкальных жанров.
Появляются и фольклорные произведения: например, песни коута (короткие песни), а также напевные сказы, из которых впоследствии и развился известный японский сказовый жанр дзёрури. В период Адзути-Момояма (1573-1600) происходит множество знаменательных событий в мире японской традиционной музыки.
Примитивная флейта преображается в художественную сякухати, а дворцовая цитра гаку-со становится более звучным кото. Сямисэн также приобретает свой современный вид. Получает развитие барабанная музыка.
В это же время формируется театр марионеток Нингё дзёрури и одноименный ему стиль песенного сказа. По имени прославленного сказителя Такэмото Гидаю (1651-1714) стал называться характерный для его творчества сказовый стиль гидаю.
Дальнейшая история японской музыки тесно связана с бурным расцветом традиций игры на классических японских инструментах: кото, сякухати и сямисэне. На период Эдо (1603-1868) приходится расцвет традиционной музыки в классическом понимании этого понятия. Искусство дзёрури, театры Но, Кабуки, инструментальная музыка достигают наивысшего развития. Значение этого периода для традиционной музыки в Японии равносильно значению XIX века для оперы в Европе.
В этом периоде отмечены все виды японской музыки. Слепые монахи продолжают играть на бамбуковой флейте и лютне, появляются слепые учителя кото, аристократы увлекаются театром Но, а самураи идут в увеселительные кварталы, где могут насладиться танцами и игрой на сямисэне. Развивается и фольклор. Появляется жанр нагаута для сямисэна.
После реставрации Мэйдзи во второй половине XIX века многое меняется для традиционной музыки. Во-первых, музыка подвергается строгой цензуре из тех соображений, что правильная музыка способствует эффективному управлению государством. Во-вторых, интенсивно внедряется западная музыка как часть программы по модернизации страны, поэтому традиционная музыка сталкивается с жестокой конкуренцией со стороны западной. При этом западная музыка ограничивается в разнообразии: изначально были разрешены только военные и детские песни.
Волна национализма оказала на традиционную музыку и положительное влияние: инструментальная музыка сямисэна и кото приветствовалась как подчеркивающая самобытность японской традиции, а также впервые была открыта для публики придворная музыка. Театр Но оказался отодвинут в сторону как напоминание о старом режиме военного правления и была ликвидирована система поддержки слепых музыкантов.
Период Мэйдзи (1868-1912) в истории музыки Японии сравнивают с VII веком по значению иностранного влияния: китайской культуры в VII веке и западной – в XIX, однако здесь есть большая разница: Китай был нужен Японии как пример для формирования собственной культуры, еще только зарождающейся. Западная же традиция встретила уже развитую национальную культуру и не поглотила ее, а стала развиваться параллельно.
Также нужно заметить, что с каждой эпохой изменялся статус японской музыки: так, в эпоху Хэйан ей покровительствовали аристократы, во время первых сёгунатов основными ценителями музыкальной культуры стали самураи, при этом развивалось и народное искусство. В эпоху Эдо традиционной музыке покровительствовали феодальные князья, в эпоху Мэйдзи с наплывом западной музыки интерес к традиционной значительно упал. В современной же Японии традиционная музыка стала достоянием интеллигенции.
Лучшие рок-группы 20 летия
80-ые
- * Fecal Matter
- * Gigolo Aunts
- * Les Provisoires
- * Meat Puppets
- * The Posies
- * The Primitives
- * Vanden Plas
- * Кино (группа)
- * Миссия:Антициклон
- * Секрет (группа)
...//продолжение списка читайте на страницах сайта..//..
- Африканские мотивы
- Латиноамериканские песни
- Гавайские песенки
- Китайские-философские
- Японская мелодия
- Частушки
- Смешние песенки
- Украинские народные
- Ненецкие-диалектические
Если знаете каталоги с редкой приятной музыкой пишите на megastocks@rambler.ru
Форма обратной связи