Археологические исследования Микенской цивилизации (продолжение)
Глава 1. Домикенская эпоха
1.1. Раннеэлладский (XXX — XXII вв. до н.э.) и
среднеэлладский (XX — XVII вв. до н.э.) периоды
Начало III тысячелетия до н. э. в истории материковой Греции получило название халколита или перехода от камня к металлу - меди и бронзе, Раннеэлладские племена были уже знакомы с их обработкой: в Зигури (южнее Коринфа) найдено остриё бронзового кинжала, в Герее (Аркадия) — золотой предмет; серебро использовалось иногда для булавок.
Поселения, как правило, расположены на холмах. Среди поселений раннелладской эпохии выделяется цитадель в Лерне (на южном побережье Арголиды), Расположенная на невысоком холме неподалеку от моря цитадель была обнесена массивной оборонительной стеной с полукруглыми башнями, В ее центральной части было открыто большое (25х12 кв.м.) прямоугольное здание – так называемый дом черепиц (обломки черепиц
найдены в большом количестве во время раскопок). В одном из помещений археологи собрали целую коллекцию (более 150) выдавленных на глине оттисков печати. Когда-то этими “ярлыками” запечатывались сосуды с вином, маслом и другими припасами.
Наряду с цитаделями, в которых жили представители родоплеменной знати, в Греции раннеэлладской эпохи существовали поселения другого типа: небольшие, чаще всего очень плотно застроенные поселки с узкими проходами – улицами между рядами домов. Некоторые из этих поселков были укреплены, некоторые – нет.
Судя по характеру археологических раскопок основную массу населения в поселениях этого типа составляли крестьяне-земледельцы. Во многих домах были открыты специальные ямы для ссыпки зерна, обмазанные изнутри глиной, а также большие глиняные сосуды для хранения припасов. При раскопках Рафины (восточное побережье Аттики) был открыто помещение небольшой кузнечной мастерской. Захоронения коллективные; они размещались в узких колодцеобразных и высеченных в скале могилах.
Около 2500 г. в Фессалии возникает так называемая культура Димини, родственная культурам придунайских племён, и в частности, трипольской. Для неё характерны оборонительные стены, которые возводились вокруг поселений, и прямоугольный дом с мегароном. (Мегароном называлась в более позднее — “гомеровское” — время центральная комната в греческих домах. Она представляла собой прямоугольное помещение на столбах с отверстием в кровле.)
Носители этой культуры, по-видимому, являлись предками некоторых из греческих племён. Эта культура, сосуществовавшая с раннеэлладской, постепенно распространяется на юг вплоть до Крита.
Раннеэлладские племена говорили, очевидно, на языке, не принадлежавшем к числу индоевропейских. В древнегреческий язык вошло большое число слов с основами, оканчивающимися на -нт (-нф) и -се, отсутствующими в других индоевропейских языках. К этим словам наряду с такими географическими названиями, как Коринф, Тиринф, Олинф, принадлежат наименования многих растений: гиацинт, нарцисс, кипарис и многие другие. По-видимому, все это является наследием в греческом языке, полученным от раннеэлладских, догреческих, племен, населявших материковую Грецию в III тысячелетии до н. э. Раннеэлладские племена были родственны древнейшему населению Малой Азии, так как и здесь встречаются сходные географические названия. Образцы характерной для этого периода керамики были обнаружены и в древнейших слоях Трои, а также на Крите.
Древние греки называли догреческое население страны пеласгами, карийцами или лелегами. Эти племена заселяли Эгеиду с периода неолита. Они, по-видимому, не принадлежали к числу народов индоевропейской семьи языков.
1.2. Среднеэлладский период
Между 2200 и 2000 гг. до н. э. южная часть Балканского Среднеэлладского полуострова подверглась опустошительному нашествию.
Волна греческих племён (сами греки называли себя позже эллинами) хлынула в Эгеиду с севера. При раскопках во многих поселениях раннеэлладский слой отделён от последующих прослойкой пепла; другие раннеэлладские поселения были вообще покинуты своими жителями. Около –2200 года до н.э. погибли от пожара цитадель Лерны и ряд других поселений. Спустя некоторое время возникает завоеватели основывают ряд новых поселений в тех местах, где раньше их не было. Завоевателей принято называть миниями, так как характерные для них предметы (серая посуда) были найдены впервые в Орхомене в Беотии, где, согласно греческим преданиям, жили легендарные минии.
Античные источники в общем довольно точно указывают границы расселения отдельных эллинских племён на протяжении почти всего II тысячелетия до п. э. вплоть до начала следующего вторжения — переселения дорийцев. Данные древних писателей подтверждаются изучением районов распространения различных греческих диалектов. Три основные группы греческих племён — ионийцы, ахейцы и эолийцы — расселились на территории материковой Греции: ионийцы жили в Аттике и в северо-восточной части Пелопоннеса, ахейцы заняли почти весь Пелопоннес, эолийцы расположились в Фессалии и Средней Греции, за исключением Аттики. В течение почти всего II тысячелетия ахейские племена, жившие в наиболее плодородных районах и находившиеся ближе к древнейшим — догреческим — центрам культуры (прежде всего к Криту), развивались значительно быстрее, чем другие греческие племена; они первыми создали классовое общество и государство и распространились по всей территории Эллады. Ахейцами, в частности, было создано и Микенское царство, сыгравшее важную роль в истории древнейшей Греции.
В среднеэлладский период (ХХ – ХVII вв. до н.э.) появляются такие важные технические и хозяйственные новшества, как гончарный круг и повозка или боевая колесница с запряженными в нее лошадьми. Среди артефактов этого периода иногда находят боевые бронзовые топоров, украшения из драгоценных металлов и, реже, металлическую посуду свидетельствуют о прогрессе в технике обработки металлов по сравнению с раннеэлладской культурой. Однако эти изделия встречаются сравнительно редко, наиболее часто обнаруживаются орудия, сделанные из камня и кости.
Серая минийская посуда была сделана на гончарном круге из хорошо размятой глины, которая после обжига приобретала темно или светло-серый цвет. Минийская серая керамика, современная упомянутой выше критской керамике, типа камарес, датируется первыми веками II тысячелетия. В этот же период наблюдаются определенные изменения в материальной культуре средней Греции и Пелопоннеса. Ее образцами могут служить так называемые минийские вазы – монохромные (обычно серые или черные) тщательно отполированные сосуды, напоминающие своей блестящей матовой поверхностью изделия из металла. На протяжении пяти веков среднеэлладского периода керамика прошла значительный путь развития. Более поздняя минийская керамика, сосуществовавшая, впрочем, с серой, отличается жёлтым цветом, что, вероятно, было обусловлено усовершенствованием гончарных печей и повышением температуры обжига. На орнаментах жёлтой минийской посуды впервые заметно некоторое критское влияние. Глиняных сосудов в минийских домах встречается очень много; наряду с кухонной посудой грубой отделки при раскопках находят тонкостенные сосуды, громадные пифосы — сосуды для хранения продовольствия, изящные кубки; обнаружены также специальные сосуды для воды, вина, оливкового масла и т. д. Орнамент жёлтой минийской керамики среднеэлладского периода почти незаметно переходит в позднеэлладский.
В среднеэлладский период исчезают монументальные архитектурные сооружения вроде уже упоминавшегося «дома черепиц» в Лерне. Вместо них строятся невзрачные глинобитные дома иногда прямоугольной, иногда овальной или апсидальной (закругленной на конце) формы. Поселения среднеэлладского периода, как правило, укреплены и размещаются на возвышенностях с крутыми обрывистыми склонами. Судя по всему, время это было крайне неспокойным и тревожным, что вынуждало отдельные общины принимать меры для обеспечения своей безопасности. Типичным примером среднеэлладского поселения может считаться городище Мальти-Дорион в Мессении. Все поселение располагалось на вершине высокого холма, обнесенной кольцевой оборонительной стеной с пятью проходами. В центре поселения на невысокой террасе стоял так называемый дворец (вероятно, дом вождя племени) – комплекс из пяти помещений общей площадью 130 м с выложенным из камня очагом-алтарем в самой большой из комнат. Вплотную к «дворцу» примыкали помещения нескольких ремесленных мастерских. Остальную часть поселения составляли дома рядовых общинников, как правило очень небольшие, и склады, построенные в один-два ряда вдоль оборонительной стены. Сама планировка Мальти, однообразие его жилой застройки свидетельствуют о еще нерасчлененном внутреннем единстве обитавшей здесь родоплеменной общины. Об отсутствии ясно выраженных социальных и имущественных различий в ахейском обществе среднеэлладского времени говорят также и погребения этого периода, в подавляющем большинстве своем стандартные, с очень скромным сопроводительным инвентарем.
Племена среднеэлладской культуры занимались, в основном, земледелием и скотоводством. В их селениях найдены пшеница, ячмень, просо, лук-норой, горох, бобы, чечевица и горшки с желудями, вероятно, употреблявшимися в пищу. Во многих минийских домах встречаются светильники, в которых горючим материалом служило оливковое масло. Обнаружены также кости быков, овец, коз и ослов, что свидетельствует о развитии скотоводства. В Филакони, на острове Мелос, найдена ваза XVIII или XVII в. до н. э., на которой изображена вереница идущих вдоль ручья людей, держащих в каждой руке по рыбе.
Минийские племена жили ещё в условиях первобытнообщинного строя. Захоронения их, известные в числе нескольких сот, производились в так называемых ящичных могилах. Тело покойника обычно в скорченном положении помещалось как бы в каменный ящик из известняковых плит; в могилы клалось мало инвентаря. Всё же, если судить по предметам домашнего обихода, уже намечаются некоторые различия в имущественном положении отдельных семей.
Таким образом, сложились предпосылки для формирования ещё одной цивилизации эпохи бронзы, и начиная с XVI в. до н. э. Греция вступила в новый или, как его обычно называют, микенский или позднеэлладский период своей истории.